Букварь

Букварь
   — азбука, учебник для первоначального обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логического мышления. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы поведения и взаимоотношений между старшими и младшими. Осн. структурные звенья Б. - буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстрированные материалы, схемы, таблицы.
   В России прообразами Б. были азбучные таблички, берестяные грамоты (11-15 в.). Первым печатным Б. на церковно-славянском языке в русской редакции стала "Азбука" Ивана Фёдорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагательного способа обучения грамоте. Для чтения автор отобрал и обработал тексты из Библии. Для закрепления навыков чтения и письма использовался азбучный акростих, тексты молитв, отрывки из притчей и др. Идеи Ивана Фёдорова легли в основу "Азбуки" Л. Зизания (Вильно,1596). В ней обращалось внимание на звуковой состав слова - фонетику; содержались сведения по географии, истории. Московская букваристика начинается с издания букваря В.Ф. Бурцова-Протопопова (1634). Учебник включал материал для обучения цифрам и числительным, большое внимание уделялось синтаксису, пунктуации, грамматическим сведениям. Б. Симеона Полоцкого (1670) стремился объединить обучение грамоте с привитием учащимся почитания к христианскому учению, морали, говорил о пользе просвещения. Важной вехой в истории развития учебной книги стали первые в России иллюстрированные Б. Кариона Истомина. Т.н. малый Б. ("Букварь в лицах", написан в 1692, издан в 1694), оформленный гравёром Л. Буниным, опирался на идею наглядности обучения. Иллюстрации и тексты несли познавательную нагрузку, занимательность облегчала восприятие, осмысление и запоминание учебного материала. Б. Кариона Истомина впервые адресован не только мальчикам, но и девочкам. Азбуки и Б. 17 - начала 19 вв. составлялись гл. о. на основе буквослагательного способа обучения грамоте - только после формирования навыков чтения учащиеся переходили к письму.
   В 19 в. в издании Б. отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие красочно оформленные Б., значительно изменилось искусство детской книги. Продолжались поиски рационального размещения учебного материала. Совершенствование Б. как учебника шло по линии обогащения его содержания, внедрения новых методов обучения. Появились Б., составленные по слоговому способу ("Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей", 1844; "Азбука" А. Дараган, 1846), звуковому аналитическому способу ("Русская азбука" В.А. Золотова, 1856; "Азбука для крестьянских детей" Ф.Д. Студитского, 1860) и др.
   Важнейшее направление в развитии русской букваристики 2-й половины 19 в. связано с именем К.Д. Ушинского, который в "Родном слове" (1864; выдержало 147 изданий) предвосхитил фонологический принцип обучения грамоте, ставший основой обучения только во 2-й половине 20 в. В учебнике были предусмотрены подготовительные упражнения; письмо слов и предложений; чтение печатного текста и т.д. Такая структура варьировалась и в последующих учебниках: Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, Д. и Е. Тихомировых и др. По "слуховому способу" обучения грамоте была составлена "Азбука" Л.Н. Толстого (1872; в 1875 - "Новая азбука").
   В 20-30-е гг. в период кампании по ликвидации неграмотности создавались Б. для городских и сельских школ, для подростков и взрослых, для различных курсов и кружков.
   Мн. авторы Б., издававшихся после 1920, комбинировали различные методы обучения грамоте. В 30-40-е гг. Б. составлялись преимущественно на основе аналитико-синтетического метода (буквари А.В. Янковской и Н.М. Головина, 1937, и др.). Разработанная С.П. Редозубовым и реализованная в его Б. (1945) система обучения грамоте на основе практического усвоения детьми осн. звуков русской речи (фонем) легла в основу Б., составленного авторским коллективом АПН РСФСР (1953) и "Азбуки" Янковской, А.И. Воскресенской, Редозубова (1958). В 60- 70-е гг. был издан (1961; ч. 1-2, 1969- 1972) экспериментальный букварь Д.Б. Эльконина. На основе последних достижений современной лингвистики и психологии в учебнике введению букв предшествовал период звукового анализа. Звуковая форма слова представлена в виде схем - моделей. В 1981 вышел Б. (с 1982 стабильный) В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько. Впервые Б. был издан в составе учебно-методического комплекта, включавшего также "Прописи", дидактические материалы, методическое руководство для учителя. В современных Б. модель звуковой (фонемной) структуры преобразована с учётом произносительной связанности звуков в словах. Опора на схемы и модели слов значительно облегчает трудный для детей звуковой анализ и переход к чтению. Расположение букв (звуков) и звукосочетаний по принципу их частотности в языке позволяет обогатить лексику и содержание текстов, а применение особых помет - ввести в тексты слова разной слого-звуковой структуры с начала обучения чтению и сразу учить читать слова с ударением.
   (Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.30)
   Ч426.131(2)0

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Синонимы:

Смотреть что такое "Букварь" в других словарях:

  • букварь — букварь …   Нанайско-русский словарь

  • букварь — См …   Словарь синонимов

  • БУКВАРЬ — терзать. Жарг. студ. Шутл. Усиленно, упорно изучать что л. Никитина 1998, 47; КТ, 164. Складать букварь. Пск. Учиться читать по складам. ПОС 2, 206 …   Большой словарь русских поговорок

  • БУКВАРЬ — БУКВАРЬ, букваря, муж. Книжка для первоначального обучения грамоте. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БУКВАРЬ — БУКВАРЬ, я, муж. Книжка для первоначального обучения грамоте. Б. с картинками. Учиться по букварю. | прил. букварный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • букварь — – инструкция по ремонту EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • букварь — БУКВАРЬ, я, м. 1. Зубрила, старательный ученик, отличник. 2. Двоечник, второгодник. преим. шк …   Словарь русского арго

  • Букварь — букварь: первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке;... Источник: <Письмо> Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно эпидемиологических заключений на издательскую продукцию …   Официальная терминология

  • БУКВАРЬ — БУКВАРЬ. То же, что азбука, учебник для первоначального обучения грамоте. В структуру Б. входят: буквы, буквосочетания, предложения, тексты, грамматические сведения, иллюстративные материалы, обращения к родителям и детям …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • букварь — Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN ABC book DE ABC BuchFibel FR ABC …   Справочник технического переводчика

  • букварь — букварь: Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому де …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Букварь, Н. М. Бетенькова, В. Г Горецкий. Букварь станет хорошим пособием для детей, которые учатся читать. Научиться читать непросто, впрочем, как и научить читать. Но этот букварь сам откроет вашему ребенку все свои секреты.… Подробнее  Купить за 450 руб
  • БУКВАРЬ, Мальцева И.В.. "Букварь"— эффективное учебное пособие по становлению читательских навыков современных дошкольников, созданное по уникальной методике обучения чтению известного педагога И. В. Мальцевой. С… Подробнее  Купить за 228 руб
  • Букварь, Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. Букварь Тихомирова впервые был издан в 1872 году. Он был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство… Подробнее  Купить за 213 руб
Другие книги по запросу «Букварь» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»